Наставничество
Наставничество в ДОУ — это способ передачи знаний, умений и навыков молодому специалисту от более опытного и знающего педагога, предоставление помощи и совета, оказание необходимой поддержки.
Цель наставничества — оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении.
Основные задачи:
— привитие интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в ДОУ;
— ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
— адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива, правил поведения в образовательном учреждении.
Выделяют три этапа наставничества:
Адаптационный. Наставник знакомится с наставляемым, определяет для себя пробелы в его подготовке, умениях и навыках, развитии профессиональных компетенций для составления конкретной программы наставничества.
Основной. В совместной деятельности реализуется программа адаптации начинающего педагога, происходит коррекция умений и навыков, развитие компетенций. Наставник помогает наставляемому составить собственную программу профессионального роста.
Контрольно-оценочный. Наставник оценивает уровень профессиональной компетентности начинающего педагога, определяет его готовность к выполнению своих обязанностей.
Некоторые формы работы наставника с молодым специалистом:
— совместное планирование образовательной деятельности, помощь в составлении конспекта;
— рекомендация методической литературы, знакомство с методической копилкой группы и ДОУ;
— посещение режимных моментов, занятий у молодого педагога и анализ их;
— открытые показы проведения режимных моментов, организации прогулки, занятия и других видов деятельности с обсуждением увиденного;
— проведение консультаций, бесед;
— знакомство с нетрадиционными формами взаимодействия с семьями воспитанников, оказание помощи при подготовке консультативного материала для родителей;
— помощь в работе по самообразованию, при подготовке к педсоветам.
Наставничество может быть коллективным, когда за одним молодым или начинающим специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным.